Мал да удал. Помпей. Альбина Нестерова. Весь мир моими глазами. Рассказы о путешествиях. Остросюжетный детектив. Приключения. 


Маленький античный город большой Италии.


Помпей.
 

На этих страницах я взяла на себя большую ответственность представить вам, уважаемые читатели маленький город большой Италии – Помпей.
Я уверена, что многие из вас, побывавшие на юге Италии, не обошли своим вниманием великий Везувий и не отказали себе в удовольствии совершить путешествие в глубь веков, т.е. посетить Помпей.

 

Перед поездкой в Италию я немного знала об этом городе, мои познания практически ограничивались известной картиной Брюллова « Последний день Помпеи », но, готовясь к поездке, я решила, что картина будет неполной, если не покопаться в истории и не попытаться понять, как жили люди в этом древнем городе, какие были у них интересы, привычки, предпочтения и почему так неожиданно оборвалась их жизнь.
Итак, что же донеслось до нас из глубины веков?
Основание Помпей археологи относят к середине VI века до н.э., тогда Помпей ничем не выделялся на фоне остальных городов Кампании (так называлась и называется сейчас плодородная область Апеннинского полуострова, где располагался город Помпей).

Значительно позже, в I в. до н. э. Помпей превращается в культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные здания, мостятся улицы. Город украшается скульптурами, мозаиками, фресками. Это были времена, когда особое внимание в Римской империи уделялось архитектуре: строились водопроводы и мосты, термы и амфитеатры, виллы и многочисленные жилые дома.

5 февраля 62 г. н.э. прозвучало первое предупреждение грядущей катастрофы - в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен. До этого момента в городе ощущались несильные толчки, которые не наносили ощутимого ущерба. Чувство опасности у жителей к этому времени притупилось.

Последующие 15 лет Помпей строился - жители города восстанавливали разрушенные землетрясением дома и строили новые здания.
Как это ни странно, горожане, несмотря на жестокий урок судьбы, не принимали Везувий в серьез и дальнейших неприятностей от него не ждали.
Подземные толчки не очень беспокоили горожан. Они каждый раз заделывали трещины в домах, попутно обновляя интерьер и добавляя новые украшения. Никакой паники.

Но в октябре 79 года н.э. дремавший до сих пор Везувий проснулся окончательно и обрушил на город всю свою мощь, как бы мстя людям за многолетнее пренебрежение к его великой особе.
Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это полетело с огромной скоростью на город. Люди пытались укрыться в домах, но погибали там же от удушья или под развалинами. Смерть настигала везде: в театрах, на рынках, форуме, в храмах, на улицах города, за его чертой. Но большинство жителей все же успели покинуть город.
Везувий же бушевал весь день. Помпей накрыло многометровым слоем пепла. Пыль и пепел черной пеленой висели в небе последующие три дня. Город погиб безвозвратно.

Картина Брюллова « Последний день Помпеи»




«Стремясь к наибольшей достоверности изображения, Брюллов изучил материалы раскопок и исторические документы. Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности скопированы с экспонатов, находящихся в Неаполитанском музее. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают стремление автора к максимальной психологической, пластической и колористической выразительности.
Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины»
Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г.

Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпей оказался самым сохранившимся античным городом, поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы.
К настоящему времени трудами археологов открыто 3/5 города (остальное решили оставить будущим поколениям!): оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое доступны для осмотра.
На территории Помпей в настоящее время проводятся регулярные экскурсии на разных языках.




К сожалению, нет экскурсий на русском языке, но можно взять электронный гид и обследовать комплекс самостоятельно, вооружившись картой, которую вы получите в комплекте – примеч. автора.

Давайте войдем в ворота города Помпей.

Первое, что на вас обрушивается, когда вы переступаете заветную черту, это звенящий цокот цикад в тишине мертвого города, если, конечно, поблизости нет экскурсионных групп, постоянно нарушающих многолетний покой Помпей.




Неожиданно, непосредственно возле самых ворот, едва переступив порог, при входе в город я увидела хорошо сохранившееся изображение фаллоса на плитках пола.
- Вот это да! – оторопела я – веселенький был, однако, городишко!
Я спросила у экскурсовода назначение рисунка и узнала следующее.
В античные времена не было указателей и рекламы, древние люди ориентировались по фрескам и рисункам. Изображение фаллоса повторялось на плитках, пока ни привело к дверям лупонария (борделя), т.е. к тому, что от них осталось. Путники, входившие в город, находили интересующие их заведения и торговые точки, по знакам на плитках пола и рисованным табличкам на домах.
А когда-то в Помпеях были сосредоточены лучшие бордели Римской империи. В Древнем Риме жриц любви не называли «ночными бабочками». Их называли волчицами («лупа» на латыни). Неоновых рекламных вывесок лупонарии не имели, поэтому в темное время суток дамы зазывали клиентов громкими и заунывными волчьими завываниями. Римляне шли на зов, заходили в двери с табличками с изображением волчицы, расставались с деньгами и получали взамен удовольствия.

- Не правда ли, более чем экстравагантно действовали в античные времена?
Не могу даже представить, чтобы началось, если бы сейчас люди попробовали вести себя также… - прим. автора.

Таблички с изображением волчиц или фаллосов, ранее висевшие на домах, давно находятся в музеях Неаполя, и остается только верить экскурсоводам, что здесь и здесь они висели когда-то. Древние джентльмены не стеснялись похвастаться, если было чем, и заказывали художникам специальные таблички с изображением своего достоинства и его размеров, которые прикрепляли над порогом своего дома.
Легко догадаться, каким неординарным городом был Помпей и почему моряки и воины всегда стремились туда. Лупонариев в городе было предостаточно: они располагались в отелях и в частных домах на вторых этажах, или на первых с отдельным входом, лишь только в банях и термах их не было (парадокс, в наше время услуги интимного характера процветают как раз в банях! – прим. автора). Римляне же любили мыться и не хотели отвлекаться от этого священного занятия на разные другие.

Их легко понять, не было же ванных комнат в домах, в которых отсутствие горячей воды в течение двух недель мы воспринимаем как стихийное бедствие! Древним приходилось ходить в общественные заведения, где удавалось совмещать приятное с полезным: можно было помыться и встретиться с друзьями и соседями. – прим. автора.

В лупонариях сохранились занимательные фрески, которые настраивали посетителей на нужный лад, эти фрески детям показывать не стоит. Много фресок эротического характера обнаруживается в частных домах, что говорит о серьезном отношении бывших хозяев к вопросам секса. Приглядевшись, вы с удивлением обнаружите, что в услугах интимного характера мало, что изменилось с древних времен.
Европейцам в Помпеях покажутся дверные проемы узкими, потолки низкими, ложи короткими, комнаты маленькими. Древние люди были небольших размеров, примерно как современные японцы. Экскурсоводы говорят, что именно японцы долго рассматривают сохранившиеся древние жилища, как будто соизмеряя их со своими современными апартаментами и делая одним им понятные выводы увиденного.




В Помпеях вы найдете множество мраморных колонн, которые теперь ничего не подпирают, разве что небосвод, мозаики, фрески, живописные развалины, древний туалет и остатки древнего водопровода. Экспонируются гипсовые фигурки древних жителей в натуральную величину.






К водопроводу были подключены лишь богатые дома, фонтаны и термы. Обычные горожане набирали воду из фонтанов, поэтому никаких признаков водопровода в их домах нет. Сохранились только большие емкости для набора дождевой воды.
Ныне в Помпеях насчитывается около 30 улиц и переулков. Дома в основном были двухэтажные, расположенные к улице глухой стеной, что говорит о том, что древние люди не имели желания выставлять свою личную жизнь на показ. Целые городские кварталы занимали термы, излюбленные места досуга горожан. Иные места досуга и развлечений расположены периферийно, там сосредоточены театры. Город обнесен крепостной стеной с несколькими воротами.








На время представлений в театре сиденья устанавливают, а затем снимают.

В Помпеях применяется принцип «щадящей» реставрации, подразумевающей восстановление и реставрацию лишь незначительного процента зданий или отдельных конструктивных элементов. Цель такого подхода заключается в том, чтобы показать, т.е. намекнуть на то, как мог выглядеть тот или иной объект в завершенном виде, позволить провести аналогии с другими объектами, при этом, не нарушая связь с достоверным археологическим наследием – примеч. архитектора

Дальнейшие раскопки практически не ведутся, т.к. остро стоит вопрос сохранения того, что уже раскрыто.






Если постараться, то можно попасть на вечернюю экскурсию с факелами, которые устраиваются время от времени. Для этого необходимо приобрести билет и приехать в Помпей вечером. Потрудиться стоит, незабываемое зрелище вам гарантировано.

В наши дни на Помпей наступает новый враг – разнообразная растительность, которая пробивается повсюду, неумолимо продолжая процесс разрушения города. С этим врагом средства борьбы пока не найдены.
Зрительно растительность придает определенный шарм городу. Красные головки цветущих маков, то тут, то там колышущиеся от легкого ветерка тонкие молодые деревца усиливают чувство покоя и заброшенности, напоминая о мирной жизни и разразившейся здесь когда-то трагедии.






Значение Помпей трудно переоценить. Здесь вы можете увидеть единственный на земле сохранившийся до наших времен античный город.

Как добраться:
От Неаполя до Помпеи всего 19 километров.
Дорога на туристическом автобусе или автомобиле займет 20-30 минут, если, конечно вы не попадете в многочасовую дорожную пробку, которые также мучительны в Италии, как и в Москве.


Трагедия Помпей и современность.

По переписи населения 650 тысяч жителей живут вблизи вулкана Везувий в наши дни. Это большая проблема Италии. Если посмотреть вечером на Везувий, то вы увидите гору, усыпанную множеством огней городков, в которых живут люди.
Опасность извержения вулкана не прошла, а наоборот, все время подтверждается учеными. Однако люди не желают покидать дома и бизнес, который у них есть в этих опасных городках. Многие не остаются ночевать в своих домах, а уезжают в безопасные районы на ночь, чтобы утром вернуться вновь, а многие забыли страх и живут в опасной зоне постоянно. Итальянцы утверждают, что почвы в зоне вулкана очень плодородны, можно собрать не один урожай за сезон, а опасность извержения вулкана существует уже много лет, не причинив пока значительного ущерба. За это время не одно поколение горожан сменились, и возможность трагедии кажется современникам очень далекой, хотя реально существует ежедневно.





ФОТОГРАФИИ большого размера и весь пул фотографий на
http://nesterova.gallery.ru/watch?a=vQ3-eBmi


на главную страницу
Сайт управляется системой uCoz