Один из трех тысяч прекрасных греческих островов.
Что мы знаем о греческих островах, полных мифов и легенд?
Могу честно признаться, что знала я о них совсем немногое, когда интуитивно пришла к решению отправиться туда и познакомиться с ними поближе.
Здесь в сияющем под лучами солнца море разбросано около 3000 мелких островов, из которых обитаемы -140.
Ионические острова, Киклады, Додеканис, Спорады… Знакомы ли Вам эти названия?
Передо мной они возникли, когда я рассматривала карту Греческого Архипелага.
Есть мечта! И ее нужно постараться осуществить.
Итак, вперед, на острова!
Греческие острова… необычно яркая синь моря, нескончаемые пляжи, белые городки, разбросанные по горам, огромное количество церквей и монастырей, нескончаемый поток туристов и паломников.
Один из них - Остров ПАТМОС, называемый Иерусалимом Эгейского моря, с монастырем Святого Иоанна Богослова, который как корона, венчает вершину холма острова.
Вечером и ночью Вы сможете увидеть большой светящийся крест на вершине холма справа, как бы парящий в темном небе.
Вы сразу поймете, что остров, на котором Вы находитесь – священный.
Зададим себе вопрос:
- Кто же такой Иоанн Богослов, чье имя носит монастырь?
Покопавшись в исторических документах, читаем:
«Иоанн Богослов, апостол из 12-ти, евангелист. Иоанн вместе со своим братом Иаковом был призван Иисусом Христом, и оба брата тут же последовали за Господом. Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Вместе с Иаковом и апостолом Петром Иоанн был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус Христос поручил Иоанну заботиться о Пресвятой Богородице, которой апостол служил вплоть до Ее Успения, не отлучаясь из Иерусалима.
После Успения Матери Божией апостол Иоанн направился в малоазийский город Ефес, проповедовать в котором ему выпало по жребию. Во времена гонения императора Нерона св. Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос в Эгейском море. Здесь вместе с учеником своим св. Прохором апостол провел несколько лет.
На Патмосе Иоанном было написано “Откровение” (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира. Это слово говорит о том, что знание о конце человеческой истории - не простое человеческое знание, а знание, открываемое Богом, неотъемлемая часть Его помысла о людях и предвидения грядущих судеб человеческой истории. Книга описывает также само второе пришествие Иисуса Христа и события после него.
По возвращению в Ефес св. Иоанн написал Евангелие. В Новом Завете ему также принадлежат три послания, в которых он проповедует любовь к Богу и ближним. “Апостолом любви” именует св. Церковь Иоанна Богослова.
Прожив более ста лет, Иоанн просил учеников своих похоронить его.
Раскрыв спустя некоторое время могилу апостола, ученики не нашли его тела, таинственным образом взятого Господом. В древности на могиле св. Иоанна каждый год, 21 мая, выступал тонкий слой праха, приносивший исцеления. В память об этом чуде Церковь установила празднование в этот день.»
На острове Патмос, рядом с монастырём находится пещера, почитаемая как место, где апостол Иоанн Богослов получил своё «откровение», записанное с его слов учеником Прохором.
Пещера, как и монастырь, включена в число памятников Всемирного наследия.
Обратимся опять к древним документам:
«Ночью, в зыбком сне, святому Иоанну явился Господь и, утешив его, сказал:
- Этот остров весьма в тебе нуждается.
За короткое время Иоанн Богослов обратил ко Христу почти все население Патмоса. По его молитвам слепые прозревали, мертвые воскресали, пораженные очищались, бесы, вредившие людям, исчезали. А однажды святой апостол вместе со своим учеником Прохором уединился в пустынную пещеру. Здесь они провели десять дней. Потом Иоанн еще десять дней пробыл в пещере один - ничего не вкушал, а только молился. И был ему голос свыше: "Иоанн, Иоанн!" Тот отвечал: "Что повелеваешь, Господи?" И говорил голос свыше: "Потерпи еще десять дней, и будет тебе Откровение великое". Апостол провел еще десять дней без пищи. И тогда Ангелы Божии сошли к нему и возвестили ему много неизреченного. И когда Прохор возвратился к нему, он послал его за чернилами и пергаментом, а потом два дня говорил Прохору о бывших ему Откровениях, а тот записывал их. Так мир получил Апокалипсис, самую загадочную книгу Нового Завета».
Я не знаю, права ли была я, когда взялась за эту очень важную, но далеко не всем понятную тему, будучи простым смертным, не священнослужителем.
- Имею ли я на это право?
С другой стороны, если мысль написать о своих впечатлениях пришла мне в голову, значит, так тому и быть, значит это полезно для окружающих меня людей.
Я постараюсь написать откровенно о том, что я видела и что я чувствовала.
Иногда мое повествование будет прерываться строками «Откровения», которые произвели на меня неизгладимое впечатление в совокупности со всем увиденным.
До острова Патмос можно добраться с другого греческого острова, я добиралась с острова Кос. Всего несколько часов на пароме. Стоит сказать, что когда море волнуется или дует сильный ветер, то приходится бороться с морской болезнью. Лучше всего чувствуешь себя на верхней открытой палубе, на ветерке. Отвлекает окружающий пейзаж: яркая синь моря, небольшие островки, остающиеся за бортом, манящая вперед нестерпимо синяя даль. Некоторые путешественники, измученные морской болезнью предпочли расположиться внизу, в пассажирском салоне, лежа прямо на полу. Они уверяли, что в таком положении качка меньше ощущается. Я же поднялась на верхнюю палубу и не пожалела об этом. Пейзажи за бортом поразили меня.
То тут, то там, то справа, то слева в море возникали малюсенькие островки, не обитаемые, иногда небольшая белая часовенка на возвышенности островка привлекала мое внимание, интересно, откуда она там взялась?
Паром прибывает в порт столицы острова – Скала, представляющий собой совсем маленький, по сравнению с Кос, греческий городок. Остров гористый, белые домики, как соты в улье, висят на горах. В порту много яхт, а в море, на дебаркадере, стоят круизные белые красавцы. Вас встретит обычная суета приморского городка: множество кафе, ресторанчиков, греческих таверн. Самый популярный вид транспорта у местных жителей - мотоциклы, мотороллеры и велосипеды, как, впрочем, и на других островах Греции. Толпы туристов, заполняют узкие улички, сувенирные магазины и рынки. Повсюду слышится разноязыкая речь.
Однако моя цель, как и паломников, прибывших со мной на пароме – пещера Апокалипсиса и монастырь.
До монастыря и пещеры придется подняться в гору, может километр, может чуть больше.
Вход в пещеру.
Лестницы марш за маршем ведут Вас ниже и ниже и стоп! Фотографировать больше нельзя!
Перед Вами дверь, надпись над которой сообщает, что это вход в дом бога.
Переступаем порог и попадаем в пещеру- храм. Низкий скалистый свод, шершавые стены, потрескавшийся пол, самая настоящая пещера. Тут все осталось таким, как много веков назад.
Стены расступаются и освобождают пространство, где все и происходило.
Лучше всего об этом написал сам Иоанн:
"Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его - как пламень огненный; И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи; И голос Его, как шум вод многих; Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его - как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый."
Большая - почти во всю высоту пещеры - икона, справа от Царских врат, как раз изображает это событие. Святой апостол лежит у ног Спасителя безо всяких признаков жизни, и, кажется, ему уже не подняться и никогда не обрести дар речи.
"...Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего".
В этот момент монолитная скала над головой Иоанна с большим шумом раскололась на три части.
Раскол на потолке пещеры можно видеть и даже потрогать руками. Время сохранило его для нас. Раскол очень мощный, похож на три пальца, которые христиане складывают вместе, чтобы осенить себя крестным знамением.
Здесь можно увидеть углубление в скале, где стоял Прохор и писал. Увидеть место, где лежал Иоанн и небольшое углубление на стене, рядом с его ложем, куда он опирался рукой, помогая себе встать.
Как будто не было многих веков между нами, как будто это было недавно.
Ощущения, нахлынувшие на меня, трудно передать словами. Это покой, восторг, какая-то неземная благодать. В пещере есть окно, из которого открывается вид на море, бриз приносит жизнь и свежесть в пещеру. Контраст настолько велик, что Вы как бы замираете на пути в рай, как будто перед Вами находится тот самый порог, который нужно переступить, а переступить его Вы пока еще не готовы… и не можете, не хватает сил. Мыслей нет никаких, Вы парите в воздухе вне времени и пространства и Вам необыкновенно легко…
А теперь назад, наверх, пролет за пролетом, ступенька за ступенькой в обычную жизнь.
Наверху Вас встречает яркое солнце, безмятежный легкий ветерок, шуршащий в листве деревьев, бескрайнее море.
Трудно поверить, что это все было с Вами только что…
Но ваша память сохранит это ваше состояние на долгие годы, ваше прикосновение к Великому Чуду.
Сегодня существует множество толкований Апокалипсиса, как от представителей духовенства, так и от ученых, деятелей культуры, политологов.
Каждое из них имеет право на жизнь и наше с вами внимание.
Я остановлюсь на некоторых. Мне лично, близка идея духовности «Откровения».
1) С этим не поспоришь.
Известный представитель духовенства Архиепископ Андрей Кесарийский утверждает, что пророчества Откровения повелено не запечатлевать, а проповедовать. Книга эта достойна чтения, она направляет читающих к истинной жизни.
«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» -
за каждым деянием последует соответствующий конец.
2) Духовное состояние человека должно быть таковым, что он постоянно должен ощущать ответственность за свою жизнь…- продолжает гениальный кинорежиссер Андрей Тарковский.
«Пожалуй, Апокалипсис - самое великое поэтическое произведение, созданное на Земле. Это феномен, который, по существу, выражает все законы, сформулированные человеку свыше. Мы знаем, что в течение очень многого времени идут споры по поводу разночтения тех или других отрывков из Откровения святого апостола Иоанна. Мы привыкли к тому, что Откровение истолковывают. Это как раз то, что, на мой взгляд, делать не следует, потому что Апокалипсис истолковать невозможно. В Апокалипсисе нет символов. Это образ. Если символ можно интерпретировать, то образ - нельзя. Символ можно расшифровать, извлечь из него определенный смысл, отчеканить его в формулу, тогда как образ невозможно понять, его можно ощутить и принять, ибо он имеет сколь угодно много возможностей для толкования. Он как бы выражает неисчислимое количество связей с миром, с Абсолютным, с Бесконечным».
…, неверно было бы думать, что Апокалипсис несет в себе только идею наказания. Может быть, главное, что он дает, - это надежду. Несмотря на то, что «время близко» (а для каждого из нас в отдельности оно действительно очень близко), для всех вместе оно «далеко», и никогда не поздно спастись. Апокалипсис страшен каждому в отдельности, но для всех вместе он оставляет надежду.
Или надо скрывать от нас нашу судьбу? Какой-то момент судьбы? Я бы, например, совершенно не мог жить, если бы знал пророчество о собственной судьбе. Видимо, жизнь теряет всякий смысл, если я знаю, как она кончится.
Наше знание потому неполно, чтобы не осквернить Бесконечность, чтобы оставить надежду. В незнании человеческом есть надежда. Незнание - благородно. Знание - вульгарно. Поэтому такая забота о человеке, которая выражена в Апокалипсисе, во многом вселяет в меня надежду, нежели оставляет наедине с чувством страха.
….И теперь я задаю себе вопрос: что я должен делать, если я прочел Откровение? Совершенно ясно, что я уже не могу быть прежним не просто потому, что изменился, а потому, что мне было сказано: зная то, что я узнал, я обязан измениться….
А. Тарковский, Лондон, Речь в Сент-Джеймском Соборе, 1984 год.
3) Трудно поверить, хотя…
Интернет пестрит сообщениями о 2012 годе, в котором возможно произойдут события, называемые апокалипсисом.
2012 год – високосный, начинающийся в воскресенье.
Ученые делают следующие прогнозы:
в соответствии с астрономическим календарем Майя***, 22 декабря 2012 года (в день зимнего солнцестояния) линия, соединяющая центр ядра Галактики «Млечный путь» и центр Солнца, и линия, соединяющая центр Галактики и центр земли, совмещаются (каждые 26000 лет!), при этом ожидаются разрушительные последствия для Земли в форме Апокалипсиса.
*** Майя считали время душой Вселенной. А Вселенная дышит— делает вдохи и выдохи. Жизнь возникает, умирает и возникает снова. Цикл «вдох-выдох» назывался у майя «Великий цикл». Последний цикл цивилизации майя начался 13 августа 3113 г. до н.э. Сейчас он находится в своей финальной стадии, и если верить предсказаниям, расшифрованным в многочисленных манускриптах майя, то 23 декабря 2012 г. произойдет мировая катастрофа.
4) Есть мнение, что ожидаемый апокалипсис связан с новой ядерной войной …
- А Вы, мои современники, Вы, что обо всем этом думаете?
Дальше мой путь лежит в монастырь, стены которого очень толстые и прочные. Монастырь напоминает хорошо укрепленную крепость. По сути таковой и является.
Здесь живут монахи, которые служат в храме, поддерживают порядок, ухаживают за садом, принимают паломников.
Ворота монастыря, маленький дворик, налево храм, направо иконная и книжная лавка. Есть музей, занимающий целых два этажа. Все очень компактно расположено внутри, за крепкими стенами.
Поток паломников и туристов есть всегда. Ворота монастыря не закрываются круглые сутки, как будто кто-то свыше оберегает тишину и покой этой обители, не допуская сюда нечисть, мерзость и ложь…
Притихшие и одухотворенные посетители монастыря спускаются вниз, в курортный городок Скала.
Предвечерняя сутолока городка не действует на меня никак, я как бы не здесь сейчас, а где-то очень далеко.
Надо идти на паром, наступило время возвращаться.
Паром тихо отчаливает и остров, Святой остров, все дальше и дальше уходит в море и скоро теряется из виду.
Спасибо судьбе, которая предоставила мне редкий шанс – увидеть удивительное и познать непознанное.